В статье рассматривается система социальных субсидий в Иране. Автор отмечает значение (частично) воплощенной в жизнь Целевой реформы субсидий правительства М. Ахмадинежада, предполагавшей замену субсидий на продукты питания и энергию адресной социальной помощью. Автор подчеркивает, что в настоящее время от прямых правительственных выплат зависит не менее 45% населения страны. Отмечается, что в Иране продолжает действовать система субсидируемых государством закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В статье акцентируется внимание на топливных субсидиях. Потребление топлива субсидируется как для иранской промышленности (включая нефтехимию, горнодобывающую отрасль, автопром, цементные заводы и пр.), так и в отношении розничных цены на нефтепродукты, которые устанавливаются государством, когда отечественным НПЗ (находящимся в основном в собственности государства) выплачивается разница между субсидированной и фактической рыночной ценой. Объем государственных субсидий, предоставляемых Ираном на потребление нефти, природного газа, угля и электроэнергии, остается одним из крупнейших в мире, а объем субсидий, выделяемых Ираном на энергоносители, в среднем ежегодно составляет 15,6% ВВП. В жестких условиях вынужденной изоляции государственные субсидии позволили Ирану предоставлять доступные продукты питания населению (выросшему на 24% за последние 17 лет), укрепить региональные позиции в фармацевтике и медицинских технологиях, создать одну из самых конкурентоспособных нефтегазохимических отраслей на Ближнем востоке, войти в десятку ведущих стран по объему майнинга криптовалют, позволяющих обходить незаконные рестрикции Запада.
субсидирование в Иране; энергосубсидии; субсидированные товары первой необходимости; потребление топлива; энергоносители.